Поиск

Добавить в RSS-ленту

Архивы

Бунин + большевики = ?

14 ноября, 2008

Москва:

«Опять какая-то манифестация, знамена, плакаты, музыка — и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток:
— Вставай, подымайся, рабочай народ!
Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские»

«Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: “Cave furem”. На эти лица ничего не надо ставить,— и без всякого клейма все видно.»

«Вся Лубянская площадь блестит на солнце. Жидкая грязь брызжет из-под колес. И Азия, Азия — солдаты, мальчишки, торг пряниками, халвой, маковыми плитками, папиросами. Восточный крик, говор — и какие все мерзкие даже и по цвету лица, желтые и мышиные волосы! У солдат и рабочих, то и дело грохочущих на грузовиках, морды торжествующие»

«Как мы врали друг другу, что наши “чудо-богатыри” — лучшие в мире патриоты, храбрейшие в бою, нежнейшие с побежденным врагом!
— Значит, ничего этого не было?
Нет, было. Но у кого? Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом — Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, “шаткость”, как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: “Из нас, как из древа,— и дубина, и икона”,— в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев»

«Бог шельму метит. Еще в древности была всеобщая ненависть к рыжим, скуластым. Сократ видеть не мог бледных. А современная уголовная антропология установила: у огромного количества так называемых “прирожденных преступников” — бледные лица, большие скулы, грубая нижняя челюсть, глубоко сидящие глаза»

«Как не вспомнить после этого Ленина и тысячи прочих?»

«А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья,— сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая… И как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько “удалых разбойничков”, столько бродяг, бегунов, а потом хитровцев, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции. Что ж дивиться результатам?»

Одесса:

«По вечерам жутко мистически […] по странно пустым, еще светлым улицам, на автомобилях, на лихачах, — очень часто с разряженными девками, — мчится в эти клубы и театры (глядеть на своих крепостных актеров) всякая красная аристократия: матросы с огромными браунингами на поясе, карманные воры, уголовные злодеи и какие-то бритые щеголи во френчах, в развратнейших галифе, в франтовских сапогах непременно при шпорах, все с золотыми зубами и большими, темными, кокаинистическими глазами… […] Город чувствует себя завоеванным, и завоеванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем, я думаю, казались нашим предкам печенеги. А завоеватель шатается, торгует с лотков, плюет семечками, “кроет матом”. По Дерибасовской или движется огромная толпа, сопровождающая для развлечения гроб какого-нибудь жулика, выдаваемого непременно за “павшего борца” (лежит в красном гробу, а впереди оркестры и сотни красных и черных знамен), или чернеют кучки играющих на гармоньях, пляшущих и вскрикивающих:

Эй, яблочко,
Куда котишься!

Вообще, как только город становится “красным”, тотчас резко меняется толпа, наполняющая улицы. Совершается некий подбор лиц, улица преображается»

«Как потрясал меня этот подбор в Москве! Из-за этого больше всего и уехал оттуда»

«Теперь то же самое в Одессе — с самого того праздничного дня, когда в город вступила “революционно-народная армия”, и когда даже на извозчичьих лошадях как жар горели красные банты и лент»

«На этих лицах прежде всего нет обыденности, простоты. Все они почти сплошь резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всему и всем»




|


  1. 14 ноября, 2008 @ 9:16 пп
    Саша1967 пишет:

    Да, это «Окаянные дни»- прекрасный образец заметок умного человека о российской катастрофе.
    Бунин одним из первых сумел прочувствовать истинный смысл трагедии того времени.

  2. 14 ноября, 2008 @ 9:19 пп
    Саша1967 пишет:

    Вот это здорово:
    «Народ сам сказал про себя: “Из нас, как из древа,— и дубина, и икона”,— в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев»

  3. 3 декабря, 2008 @ 1:46 пп
    MAG пишет:

    Не знаю чи бачив Бунін що це принесе в решті решт для Росії та України.

  4. 4 декабря, 2008 @ 9:22 пп
    Саша1967 пишет:

    Нет пророка в своём отечестве. 😉 🙂

  5. 5 декабря, 2008 @ 12:19 пп
    MAG пишет:

    Чого це — є. Але Вітчизна може бути різна як географічно так і ідеологічно. Для України як сучасної національної держави «пророком» був Т.Г. Шевченко. Багато було поетів до і після нього, багато було й буде великих, але пророком залишиться лише він — бо народився талановитим на світанку зародження українців як сучасної нації. Якщо цікаво можу трохи деталізувати як буде час.

  6. 5 декабря, 2008 @ 9:23 пп
    Саша1967 пишет:

    Ну давайте, трохи деталiзуйте. 😉
    Потому что я так эту тему не чувствую, как Вы.
    Опишите вкратце свои мысли по поводу Т.Г.

  7. 8 декабря, 2008 @ 6:15 пп
    MAG пишет:

    Ех-ех-ех, найближчим часом не зможу 🙁


|
RSS feed отзывов к статье |