Мнение со стороны
Весьма интересными являются слова иностранцев, пишущих об Украине. В данном небольшом обозрении предлагаю ознакомится лишь с некоторыми немецкими заметками про Украину и ее народ.
Немецкий посол Яков Генкель фон Доннерсмарк, который ездил в Москву в 1614 году, различает Московию и Украину (называет ее «Рутения»), язык населения первой называет московским, а второй — руським. Так про польского секретаря Ганса Гритина пишет, что последний «очень был ознакомлен с руським и московским языками».
Принц Вюртенбаргский Максимиллиан Эммануил, участник похода Карла XII, в своих записках так объясняет переход украинских казаков на сторону шведского короля: «Они хотят быть свободным, не подчиненным ни Польше, ни Московии народом, потому постоянно отстаивают свои привилегии и права, это собственно и стало причиной того, что Мазепа принял шведскую сторону; ибо как раз, наперекор их вольностям, был край их обложен Москвой разного рода рациями и порциями».
Немецкий капелан Й.В. Бардили в своих мемуарах дает сокращенную историю Украины: «Украина или Казакия — это земля, на которой раньше жили скифы, а их потомками есть казаки, — народ вольный, который не хочет быть ни под Польшей ни под Москвой». Землю Укарины он называет «молоком и медом текучею».
Немецкий этнограф и философ Иоганн Готфрид Гердер, в своем «Дневнике моих странствий» в 1769 году отмечал: «Украина станет когда-то новой Грецией: прекрасное месторасположение этого края, веселый нрав народа, его музыкальный дар, родючая земля, когда-то проснутся… и постанет великая культурная нация и ее границы протянутся до Черного моря, а оттуда — дальше по всему миру…».
Но самое объемное и интересное описание Украины и ее народа, после своего путешествия по ней в 1838, оставил великий немецкий ученый, основоположник антропогеографии Иоганн Георг Коль. В своей книге «Украина, Малороссия» он так пишет про историю земель Украины: «В давние времена, великое княжество, властвовавшее над всеми русскими княжествами, имело свой центр в Киеве, тогда малорусский род, наверное был самым знатным во всей Руси… При распаде давнего великого княжества… появилось много малорусских княжеств — Галицкое, Черниговское и др…». Во время своего путешествия из Белгорода в Харьков он так описывает украинские села: «Село было бесконечно большим, как и все украинские села. Дома тянулись к домам, дворы — к дворам, будто провинция была наполнена ими. Из садов селян везде виднелись какие-то красные домашние цветы… желтые подсолнухи, которыми украинские девушки украшали себе волосы, и розовые розы, которые они цепляли себе под подсолнухи. Самым невероятным для нас было слышать в этом селе соловьев, их так много, будто каждый селянин имел в своем саду массу кустов бузины. Они щебетали наперебой, как канарейки на кустах блаженных островов. К этому присоединялось цокотание перепелок… и кукареканье тысяч далеких и близких петухов…». Вот, что он сказал про музыкальность Украинцев: «Украинцы — это, наверное, самый поющий народ в мире, хотя они еще не подарили Европе ниодного знаменитого композитора… поют днем и ночью, как на забавах, так и за работой… Женатые женщины во время самой тяжелой работы без устали поют, как соловьи. Это непростая вещь — пересказать читателю лишь словами эту наполненную жизнью картину!». Вот, что Коль еще отмечает по поводу украинских сел: «Села очень часто имеют 5000, даже 6000 жителей, и, как правило, не менее 2000 домов… Селяне имеют хорошенькие маленькие дома, за чистотой которых они следят, и не останавливаются на том, что украшать их один раз в месяц, как это делают голландцы, а считают необходимым белить их известью сверху до низу один раз в две недели, из-за чего эти домики выглядят такими белыми, как выбеленное полотно…». А вот, что пишет немецкий этнограф про сельскую хатку под Одессой: «Я был поражен внутренней обстановкой этой, снаружи ничем не выделяющейся, хатки. Как хорошо жить в этой украшенной светлице… На улице было жарко, а тут — мило и прохладно. Воздух хороший, свежий, душистый. Пол застелен травой, на стенах — трава — все аккуратное и красивое. По этому поводу я не могу перестать нахваливать украинцев, в сравнении с поляками и москалями».
Также Иоганн Коль был в Австор-Венгерской части Украины — на Буковине и Галичине. Вот, что сказал немецкий исследователь про народ запада Украины: «Это малорусское племя так посвояченно с жителями Малороссии, как баварцы с саксонцами, их язык значительно отличается от великорусского. Зато подольские и киевские малороссы понимают и принимают галицких как братья… Как и все украинцы галицкие более аккуратные, чем поляки». После своего путешествия по австро-венгерской и российской частям Украины Иоганн Георг Коль написал следующее: «Нет наименьшего сомнения, что когда-нибудь огромное тело Российской империи роспадется, и Украина станет снова свободной и независимой державой. Час этот приближается медленно, но верно. Украинцы — это нация со своим языком, культурой и исторической традицией. Временно Украина разделена между соседями. Но материал для построения украинского государства лежит готовый: если не ныне, то позже появится строитель, который построит из этих материалов великую и независимую Украинскую Державу!».
Цікавий лінк для саморозвитку
http://gn.org.ua/in_ua
То-то я так часто колонки на полную громкость включаю дома 🙂
Это так проявляется кривой минимум на практике? 😉
Наверно, неудобно ходить по дому с ватой в ушах.
Да ещё соседи, наверно, жалуются.
Или проблемы со слухом?
Тогда нам с Magом придётся писать погромче.
Я думаю це про співочих українців? 🙂 Мабуть як затягнуть сусіди о 24:00 улюблену 🙂
На тему:
В коммунальной двухкомнатной квартире одну комнату занимает молодая семья с
ребенком, а вторую — одинокий алкаш. У него была дурная привычка: возвращаясь
домой в 2 часа ночи, он снимал ботинки и швырял их в стенку. Соседям это
порядком надоело, и муж его посовестил. Тот обещал не бузить. Возвращаясь в
очередной раз, пьяный сосед по привычке снял ботинок и бросил его в стенку,
но тут вспомнил обещание, тихонько положил второй на пол и уснул. Просыпается
от стука в дверь. На пороге сосед:
— Слушай, у тебя есть совесть ? Мы уже два часа не спим — ждем, пока ты
второй ботинок бросишь.
Привычка -вторая натура. 🙂
Мій батько на застіллі віддає перевагу козацьким 🙂
Гей, наливайте повнії чари,
Щоб через вінця лилося,
Щоб наша доля нас не цуралась,
Щоб краще в світі жилося!
Вдармо ж об землю лихом-журбою,
Щоб стало всім веселіше.
Вип’єм за щастя, вип’єм за долю,
Вип’єм за все, що миліше!
Пиймо ж, панове, пиймо, братове,
Пиймо ж, ще поки нам п’ється,
Поки недоля нас не спіткала,
Поки ще лихо сміється.
Да, пели когда-то люди.
Моя бабушка тоже пела:
«Галю, моя Галю
Дай води напиться.
Ти така хороша, дай хоч подивиться».
Или:
«Минуло годик, минуло два.
Нi фотокарточки, не письма.
Ой, заболiло Галi сердечко,
ой заболiла голова…»
(Это песня о том, как казак бросил свою возлюбленную, а потом вернулся и увидел её с ребёнком на руках)
«Ой, каже, Галю, Галю-Галина, куда дорогою идеш?»
Ой, каже, Галю, Галю-Галина, чийого синочка ти несеш?
Гали ничого йому не казала, прямо дорогою пiйшла.
Та й пригорнула синка до себе, горько заплакала вона
Та й пригорнула синка до себе, горько заплакала вона.
Боже мiй Боже, що я зробила?
Кому я счастя вiддала?
Вiддала счастя я козакове,а вiн виїхав вiд мене».
Извиняюсь за возможные ошибки, но писал так, как пелось.
А сейчас уже и не проверишь. 🙁
Сейчас уже все, кого мы любили, кого боялись, кого недолюбливали; кто забирал наши футбольные мячи, кто дарил нам конфетки, кто катал нас на коленях,…- от всех них остались только кресты.
Все они уже помирились, кто был в ссоре и лежат рядом.
Не жизни жаль с томительным дыханьем.
Что жизнь, и смерть -а жаль того огня,
что просиял над целым мирозданьем,
и в ночь идёт, и плачет, уходя.
та які там помилки, забудьте — це ж так цікаво, реальна історія мене мабуть цікавить найбільше крім фаху, хоча іноді мабуть і більше.
тааак… я жодного з дідів не застав живого щоб серйозно поговорити, малий був, тепер шкода, лише їхні постаті перед очима, слова, думки, сміх, розповіді. Це ж наша історія, кожного українця — як життя всіх розпорошило на благо імперій чи у вирі історії. У мене по батькові досить рідкісне прізвище — знайшов родичів і на Кубані, і у Челябінській області (у них там є стовп на якому з одного боку написано Європа, з іного — Азія) і у Сибіру… таке чисто російське сибірське село Рогачі…
Хороший вірш про полум»я життя, я так не вмію, я малюю трохи, в кожного щось своє.
цікавий лінк на пісні «кубанских казаков»
http://www.geocities.com/terek_kaz/pesni/peskub1.html
спробуйте знайти своїх, я знайшов — навіть у Німеччині лежать…
http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html
Насчёт стиха- я тоже так не умею. Ведь это же великолепный и непревзойдённый лирик Фет.
Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
Где ж это все? Еще душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки — и замрут опять.
Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принес.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье. —
Прочь этот сон, — в нем слишком много слез!
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
А где лежат мои основные предки, я знаю и так.
Вот другая бабушка пела «Гляжу в озёра синие» и «Зачем вы, девушки».
Я тоже пел вторую песню, когда мне было года 4-5, а все умирали от смеха почему-то. 🙂
А «другой» дед играл на гитаре и пел что-то вроде:
«Соколовский гитарный промысел
был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
до сих пор в ушах звенит…
Дайте деньги, дайте деньги
дайте деньги, господа!
А без денег жизнь плохая:
не годится никуда»
(Это, наверно, песня 20 годов ещё)
Или что-то такое:
«За границею
буржуины
критикуют Советскую власть…
…не мешало бы
за эту критику
приударить слегка кирпичом». 🙂
Песня была длиньше, но я не запомнил всё.
А «другая» бабушка такой стишок ещё рассказывала (она сильно «окала» при разговоре):
«Вечер был, мерцали звёзды
на двОре мОроз трещал.
Шёл пО улице мальчонка
пОсинел, и весь дрОжал.
Боже, гОвОрил мальчонка,
я прОдрог, и есть хОчу.
Кто накормит и сОгреет,
Боже добрый, сирОту?
Шла старушка той дОрожкОй.
Услыхала сирОту.
Приютила, и сОгрела,
и пОесть ему дала.
Спать в пОстельку пОлОжила.
«Как тепло, прОмолвил он».
Закрыл глазки, улыбнулся,
и заснул спОкойным сном».
Фёт-Шеншин 🙂
Про основних предків я теж знав, а от про братів прадідуся у яких нікого не залишилося, скажімо, не знав.
Прикольно, ну у мене по обидві лінії українці + по одній можливо трохи поляки + ще щось у глибині часу.
А у нас всегда говорили, что семья интернациональная: татары, русские, одна прабабушка молдаванка.
Ну и украинцы. конечно тоже.
А ещё есть дядя-латыш. Во как!
Ну про пра-пра я ще не знаю, ще не впорядковував генеологію. Але думаю теж всіляких етносів вистачає. Ну та це не головне, пращури зі своєю індивідуальністю є для кожного своєрідною перлиною, тепер уже без негативних особистих рис і складних характерів — своєрідні представники етнічних самобутностей, що їх за всю історію так сильно пропололи-розрівняли.