Разруха в головах
«С молчаливого согласия каждого из нас мелкие чиновники привычно хамят посетителям, а коммунальщики демонстрируют невиданную вальяжность, выполняя вдесятером ту работу, с которой на Западе легко бы справился один человек», пишет ведущая программы Факты телеканала ICTV Иванна Коберник в журнале Корреспондент.
На днях утром наблюдала из своего окна потрясающую картину: 12 человек красили детскую площадку в нашем дворе. Причем семь из них одновременно орудовали кисточками на горке. Фотодоказательство осталось в моем мобильном телефоне. Несмотря на королевский размах и масштабный подход к делу, козырек одной из качелей остался некрашеным.
Пораженное воображение вытащило из памяти аналогичный случай: ранней весной возле Верховной Рады наблюдала, как трактор-экскаватор (почему он? — там прекрасный по киевским меркам асфальт) тащил за собой прицеп. В тракторе сидели двое мужчин. На прицепе — две женщины. Когда «автоколонна» останавливалась у дерева на тротуаре, женщины сбрасывали с прицепа землю, надо понимать, удобренную. Две другие женщины граблями пригребали эту красоту к дереву, и еще одна сметала остатки с тротуара под колеса машин.
Итого — в процессе сомнительного облагораживания территории были задействованы семь человек. На следующий день мне довелось увидеть, как один (!) человек специальным аппаратом чистил ливнестоки. Но это было в Германии.
Когда волей-неволей приходится сталкиваться с работой наших коммунальных служб, всякий раз задаю себе вопрос: а не много ли мы платим за их услуги? Если они могут позволить себе в 24 руки красить одну стандартную детскую площадку, это явно супербогатая система. И разнообразные примеры подобного сибаритства коммунальщиков практически каждый может предложить свои.
Но не стоит рассказывать о том, что в неэффективности работы ЖКХ виноваты верхи, а не низы. Да нет, низы. Причем не дворники, а мы, которые позволяем за наши деньги такое удивительное транжирство. Мы, которые своим молчаливым согласием продолжаем жизнь этой системы унижения людей.
Системой унижения человеческого достоинства я считаю ЖЭКи и все остальные организации, связанные с выдачей любых справок. Я считаю, что за их посещение нужно получать больничный.
Мы недавно оформляли кредит, и мне пришлось посетить пару подобных заведений. Как только меня узнавали в лицо, дело шло быстрее и доброжелательнее. Но я не могу понять, почему для того, чтобы без унижения и грубости получить бумажку о том, что ты ничего никому не должен, нужно быть телеведущей?
Когда я с возмущением рассказывала о своих похождениях по кабинетам с тупыми хамами, большинство коллег и друзей говорили: «Ну что ты так кипятишься, ты что, не знаешь, в какой стране живешь?» Почему мы относимся к этому как к данности? Почему разделяем себя на нас и них, и гордимся, если у нас есть знакомства, позволяющие избежать столкновения с государством даже на самом низком уровне?
Мне противно использовать свой профессиональный статус для этих целей. Получается, что тетка, цедившая сквозь зубы, но вдруг поднявшая на меня глаза и резко перешедшая на нормальный тон, сделала мне одолжение. Я не хочу одолжений от людей, для которых главное удовольствие на работе — проявлять свою ничтожную бумажную власть.
И я считаю, что власть не любят не только за страшную коррупцию в верхах, а и из-за готовых обругать каждого посетителя представителей в низах.
Пока мы будем искать подходы, знакомства, интонацию, чтобы получить то, что нам положено без всех этих изысков, мы будем культивировать систему неэффективного использования наших налогов и систему унижения нашего достоинства.
При этом мы не должны хамить в ответ, но обязаны корректно показывать, что мы пришли не к власти, а к обслуживающему персоналу. Мы должны именно так воспитывать наших детей. И понимать, что каждая шоколадка, 10 грн. или что-либо еще отдаляют построение нормального государства в нашей стране.
Еще один стереотип, с которым не могу согласиться: изменить можно только всю систему, а отдельные люди — бессильны. Неправда. Я не знаю, как там расследовались дела о страшной коррупции во времена Юрия Луценко, но в его бытность министром гаишники перестали хамить и брать вместо штрафов взятки. Не знаю, он лично что-то для этого сделал или назначенный им гаишный менеджер, но люди с полосатыми палочками перестали вести себя как директора перекрестка или куста на трассе.
Я помню начало этих психологических изменений — 2005 год, когда в Киев приехал Путин. И регулировщики на киевском Печерске, чуть ли не с сочувствием в глазах просили объехать другой дорогой. И никакого высокомерия. Один, помнится, мне тогда с гордостью заявил: «Я даже народных депутатов не пропускаю!» К сожалению, взятки уже снова берут, но вежливость осталась.
И другой пример. Я не сторонница столичного мэра Леонида Черновецкого и считаю преступлением раздачу киевской земли в зеленых зонах или на берегу Десенки, даже (и особенно!) судьям Верховного Суда. Но я хорошо запомнила, что минувшая зима была первой за мои десять лет в теленовостях, когда мы не делали сюжетов о том, что в Киеве выпал снег и это парализовало столицу. Потому что снег убирали. Каким-то чудом вовремя и достаточным количеством снегоуборочных машин. Значит, можно найти людей, способных нормально организовать процесс.
Возможно, мои слова — следствие одной эмоции под впечатлением 12-ти дворников с кисточками и красками, выглядят наивно. Но покажите этот текст простому немцу, и он не увидит никакого юношеского максимализма. По-прежнему актуален профессор Преображенский: разруха не в туалетах, а в головах.
Актуально.
Не согласен только с утверждением о том ,что в 2005 году начались какие-то там «психологические изменения».
Хотя это ведь речь о Киеве ,а там народ в то время был в эйфории своей победы.
Им казалось ,что если вместо Я привели к власти Ю ,то теперь уже всё будет «хоккей».
А вот в регионах были совсем другие настроения ,особенно в тех ,которые проголосовали против пана Ю.
Было ощущение страха,поражения и чего-то похожего на катастрофу.
Главное ,что сейчас разобщает -это презрительное нежелание «свидомых» понять ,что языковой вопрос существует ,он категорически не решен ,и его наличие будет и впредь являться «краеугольным камнем» на пути к движению в сторону демократии.
Но и это ещё не всё.
Должно появиться достаточно большое количество экономически независимых граждан.
Экономическая независимость приведёт и к реальной ответственности людей и развитию настоящей демократии.
А сейчас наша демократия держится только на том ,что существуют достаточно большие непримиримые друг к другу по убеждениям группы населения ,которые подпитывают соответствующие противоборствующие политические силы.
Хотя на сегодняшний день вряд ли кто-то получит решающий перевес в симпатиях людей.
Это и продлевает «эффект демократии» до тех пор ,пока не наметится явный победитель.
А вот что будет в случае появления безоговорочного победителя -предсказать не берусь.
Вполне возможно ,что так называемый «демократический лагерь» в случае своей серьёзной победы отбросит свою «демократичность» и примется вовсю «закручивать гайки» на свой манер.
И забудет о своей любимой предвыборной игрушке.
Ещё раз убеждаюсь, что разруха в головах.
Им про ЖЭК и кого угодно, считающего себя царьком, а они про русский язык. Когда мы уже начнем менять страну, а не внешние признаки?
Согласен ,менять есть много чего.
Всё ,что мешает ,раздражает ,не даёт людям нормально жить и чувствовать себя вполне счастливыми на своей земле.
Но только не уверяйте меня ,что прекращение издевательств над русским языком и ,как следствие ,над его носителями и почитателями -это не важная тема.
Она не менее важна ,чем и другие ,названные и неназванные Вами темы.
Издевательство — это «ниасилил, зачот, пешиесчо и ржунимагу».
Украинский язык — это не издевательство над русским, поверьте мне. Это отдельный язык. Честно. 🙂
С этим никто не спорит.
Хороший язык ,ничем не хуже других.
К русскому наиболее близок и родственен.
Но эта сфера -нежнейшая ,болезненнейшая ,а в неё ,опираясь на некорректно сформулированную 10 статью Конституции ,лезут грязными лапами.
И нет пока никаких законных средств борьбы с этим.
То есть ,если не лезут в данный момент ,то могут нагло полезть в следующий ,и всё это будет пока как-бы «законно».
Вот в чём проблема-то.